Заключенный: Лев Копелев
В январе 1947 года Копелев был освобожден. Однако после короткого пребывания на свободе, ему сообщили, что его дело будет заново пересмотрено. Спустя несколько месяцев Копелева арестовали. Несмотря на то, что ему была предоставлена возможность защищать себя на судебном процессе, его приговорили к еще трем годам заключения в исправительно-трудовом лагерях и двум годам поражения в гражданских правах. Позднее приговор был аннулирован на основании чрезмерной мягкости. Копелева снова судили и приговорили уже к десяти годам лагерей и пяти годам поражения в гражданских правах. « Я осознал, что такова была моя судьба, что я заслужил быть наказанным – в течение долгих лет я рьяно участвовал в ограблении крестьян, боготворении Сталина, самообмане и самообольщении во имя исторической необходимости. Постепенно я потерял уважение к идеям, которые « увлекая массы», губят целые народы.
Вспоминая Гулаг
История Гулага оставалась запрещенной темой до конца 80х, за исключением короткого периода гласности, вызвавшего на свет публикацию «Один день из жизни Ивана Денисовича.» К этому времени группа бывших политических заключенных начала деятельность по документированию и возвеличиванию истории советских репрессий посредством публикаций и установления монументов. Первоначально интерес к изучению данного отрезка истории был сильным. С середины 90х годов русские начинают забывать Гулаг – серьезное опасение наблюдается у тех, кто считает, что знание истории –ключ в предотвращении повторных нарушений диктаторского режима.
Если вы желаете узнать о последнем советском лагере для политических заключенных Гулага, представляющим из себя музей и исторический объект , пожалуйста, посетите выставку музея Гулага «Пермь-36» .
Послевоенное население Гулага отличалось от довоенного в двух моментах. Во-первых, оно включало значительное количество участников национально-освободительного движения из Балтики, Западной Украины, и Западной Белоруссии – то есть тех, чьи земли были присоединены к Советскому Союзу только в результате пакта 1939 Гитлер-Сталин. Они вели ожесточенную партизанскую борьбу против Советских воиск до конца 1940х годов. Такие заключенные привыкли выступать против Советского государства, имея неравные шансы. Во-вторых, послевоенное население Гулага включало большое количество солдат Красной армии и офицеров, которые воевали в Европе или оказались в немецких лагерях для военнопленных. Тем самым они вызвали подозрение государства. После смерти Сталина, представители обоих групп объединились для осуществления серии массовых выступлений в лагерях Гулага.