Заключенный: Лев Копелев
В январе 1947 года Копелев был освобожден. Однако после короткого пребывания на свободе, ему сообщили, что его дело будет заново пересмотрено. Спустя несколько месяцев Копелева арестовали. Несмотря на то, что ему была предоставлена возможность защищать себя на судебном процессе, его приговорили к еще трем годам заключения в исправительно-трудовом лагерях и двум годам поражения в гражданских правах. Позднее приговор был аннулирован на основании чрезмерной мягкости. Копелева снова судили и приговорили уже к десяти годам лагерей и пяти годам поражения в гражданских правах. « Я осознал, что такова была моя судьба, что я заслужил быть наказанным – в течение долгих лет я рьяно участвовал в ограблении крестьян, боготворении Сталина, самообмане и самообольщении во имя исторической необходимости. Постепенно я потерял уважение к идеям, которые « увлекая массы», губят целые народы.
Советская пропаганда в микрокосме
Содержание пропагандистских мероприятий в лагерях Гулага являлось отображением проводимых мероприятий в Советском Союзе в целом. Портреты Сталина, лозунги, превозносящие трудовой героизм в Советском Союзе, высказывания о преимуществе социализма перед капитализмом, уроки по гигиене и культурному образу жизни – все это свидетельствовало о том, какое общество и какого человека советские власти стремились создать. Прежде всего, пропаганда обращала основное внимание на труд. Именно труд рассматривался в качестве главного момента в реабилитации преступников и выполнении поставленных перед лагерем экономических планов. Заключенный, отказавшийся от работы, тем самым лишил себя возможности исправиться и не заслуживал ни реабилитации, ни освобождения.
В данном отрывке из произведения «Украденные Годы» бывший заключенный и художник Николай Гетман описывает свою пропагандистскую деятельность в Гулаге.
Movie Transcription
Николай Гетман – «Так что мне дали работу рисовать слоганы и плакаты. Такие слоганы как «тяжелый труд—путь к освобождению», или «освобождение путем честного труда». Чьи это были цитаты? Слова нашего великого отца. Вот я и должен был также написать его портрет. Я очень постарался когда рисовал. Портрет хорошо получился.»